Самостоятельно регулируем давление масла в двигателях ЗМЗ

Самостоятельно регулируем давление масла в двигателях ЗМЗ

Любому двигателю внутреннего сгорания необходима смазка трущихся деталей, и двигатели семейства ЗМЗ в этом плане исключением не являются. Без постоянной смазки такой двигатель проработает максимум час, после чего он просто заклинит. Его цилиндры и клапаны будут серьёзно повреждены, и устранить такую поломку будет крайне сложно. Поэтому давление масла в двигателе ЗМЗ является важнейшим показателем, за которым автовладелец должен тщательно следить. Но на отечественных автомобилях с моторами ЗМЗ давление масла очень часто пропадает. Попытаемся разобраться, по каким причинам это происходит и как это можно устранить.

О двигателях ЗМЗ

Прежде чем говорить о давлении масла, стоит познакомить читателя с самим двигателем. Двигатели ЗМЗ выпускаются Заволжским моторным заводом. У них 4 цилиндра и 16 клапанов.

Двигатели ЗМЗ выпускаются Заволжским моторным заводом

Устанавливаются эти моторы на автомобили «Волга», «УАЗ», «ГАЗель», «Соболь». Семейство включает в себя моторы ЗМЗ-402, 405, 406, 409, 515 и ряд их специальных модификаций. У двигателей ЗМЗ есть свои плюсы:

  • хорошая ремонтопригодность;
  • простота устройства;
  • невысокая требовательность к качеству горючего.

Но есть и минусы:

  • привод ГРМ является очень громоздким;
  • надёжность натяжителя цепи в приводе ГРМ оставляет желать лучшего;
  • поршневые кольца имеют архаичную конструкцию. В результате наблюдаются большие потери смазки и провалы мощности;
  • общее качество литья и термической обработки отдельных деталей двигателя с каждым годом становится всё хуже.

Норма давления масла в двигателях ЗМЗ

Давление в смазочной системе измеряется только на хорошо прогретом двигателе, работающем на холостом ходу. Скорость вращения коленвала в момент измерения не должна превышать 900 оборотов в минуту. Вот какие нормы масляного давления считаются идеальными:

  • для моторов ЗМЗ 406 и 409 идеальным считается давление в 1 кгс/см²;
  • для моторов ЗМЗ 402, 405 и 515 идеальное давление составляет 0.8 кгс/см².

Здесь же следует отметить, что наивысшее давление в смазочной системе двигателя ЗМЗ теоретически может достигать 6.2 кгс/см², однако на практике этого почти никогда не происходит. Как только давление масла достигнет отметки в 5 кгс/см², в моторе открывается редукционный клапан и избыток масла уходит обратно к масляному насосу. Так что достичь критической отметки масло может только в одном случае: если редукционный клапан заклинило в закрытом положении, а такое случается крайне редко.

Проверка масляного давления

Давление масла отображается на приборной панели автомобиля. Проблема в том, что доверять этим цифрам можно далеко не всегда, поскольку приборы тоже могут выйти из строя и начать давать неправильные показания. Очень часто бывает так, что давление масла — нормальное, а приборы показывают, что давления нет вовсе. По этой причине целесообразно просто осмотреть автомобиль. Вот как это делается:

    сначала следует заглянуть под капот и осмотреть мотор на предмет масляных потёков, особое внимание следует уделить картеру двигателя: в исправных моторах он чистый;

Снижение давления масла происходит из-за утечки через картер

Если все вышеперечисленные меры результата не дали, и причина низкого давления не выявлена, остаётся последний способ: воспользоваться дополнительным манометром.

  1. Датчик давления масла выкручивается со штатного места (уточнить расположение этого датчика можно в инструкции по эксплуатации автомобиля).
  2. На место датчика вкручивается специальный адаптер. В адаптер вкручивается дополнительный, рабочий манометр.

Дополнительный манометр вкручивается на место штатного датчика масла

Признаки снижения давления масла

Если давление масла в двигателе резко снизилось, не заметить этого невозможно. Вот основные признаки того, что с системой смазки мотора что-то не так:

  • мотор начал быстро перегреваться. При этом выхлопного газа становится больше, а выхлоп имеет чёрный цвет, что особенно заметно, когда автомобиль набирает скорость;
  • подшипники и другие детали, подверженные интенсивному трению, стали изнашиваться очень быстро;
  • двигатель начал стучать и вибрировать. Объяснение простое: смазки в моторе мало, трущиеся части постепенно изнашиваются и зазоры между ними увеличиваются. В конце концов детали разбалтываются, начинают стучать и вибрировать;
  • запах гари в салоне. Если давление масла снижено, оно начинает ускоренно окисляться и выгорает. А водитель ощущает запах продуктов горения.

Причины снижения давления масла и их устранение

Прежде всего следует отметить, что падение давления масла — это неисправность, которая является общей «болезнью» всех двигателей семейства ЗМЗ, независимо от их модели. Нет никаких особых нюансов, связанных с этой неисправностью и характерных для какого-то отдельного двигателя из семейства ЗМЗ. По этой причине ниже будут рассмотрены причины падения масляного давления в двигателе ЗМЗ-409, который на сегодняшний день является самым популярным в нашей стране. Здесь же следует сказать о том, что самой распространённой причиной падения давления масла является неверный коэффициент вязкости, он же SAE. Из-за этой ошибки водителя моторное масло в жаркую погоду может стать слишком жидким. Или наоборот, в сильный мороз оно может быстро загустеть. Поэтому прежде чем искать проблему в моторе, автовладельцу следует задать себе простой вопрос: а то ли масло я залил?

Резкое падение масла в моторе

Если в двигателе ЗМЗ резко пропадает давление масла, то это может произойти по двум причинам:

    не закрывается редукционный клапан в масляном насосе. Если водитель редко меняет масло, оно вырабатывает свой ресурс. В нём появляется осадок и грязь, которая может попасть и в редукционный клапан, вызвав его заклинивание. Решение: слив старого масла, тщательная очистка редукционного клапана, промывка системы смазки керосином, заливка нового масла с правильным коэффициентом вязкости;

Если редукционный клапан постоянно открыт, давление масла резко падает

При поломке вала маслонасоса давление может резко упасть

Здесь же следует отметить, что вышеуказанные поломки случаются довольно редко. Для того чтобы это произошло, водитель должен абсолютно «запустить» двигатель и не менять в нём масло годами, либо долгое время пользоваться смазкой, не подходящей по вязкости.

Постепенное падение давления масла

Эта проблема очень часто встречается во всех двигателях семейства ЗМЗ без исключения. Возникнуть она может из-за многих факторов: это и конструкторские ошибки, о которых упоминалось выше, и ненадлежащее обслуживание, и естественный износ деталей, и многое другое. Перечислим самые распространённые причины постепенного падения давления масла:

    износ масляного фильтра. Водители «Газелей» настоятельно рекомендуют менять эти фильтры через каждые 5 – 6 тыс. км, а масло менять через каждые 10 тыс. км. Если этого не делать, в масле, каким бы хорошим оно ни было, возникает грязный осадок, который постепенно забивает масляный фильтр. А водитель в этот момент наблюдает вышеуказанные признаки падения масляного давления;

Масляные фильтры на моторах ЗМЗ надо менять как можно чаще

Пружина — основной компонент редукционного клапана в моторе ЗМЗ

Видео: ищем причину падения масляного давления в двигателе ЗМЗ

Итак, причин, вызывающих падение давления масла в двигателях семейства ЗМЗ, существует множество. Некоторые из них являются следствием «врождённых болезней» этого мотора. Другие — результат безалаберности самого водителя, а третьи — результат банального механического износа. Бо́льшую часть этих проблем можно устранить своими силами, а вот капитальный ремонт мотора придётся доверить квалифицированному специалисту.

Как повысить давление масла в двигателе 405, 406, 409, 4213, 4216 ?

На данной странице изложен самый простой способ, как повысить давление масла в двигателе 405, 406, 409, 4213, 4216. Метод, как повысить давление масла в двигателе, основан на конструкции масленого насоса мотора. Данный способ можно применить на любых двигателях, любых авто.

  • Обзор метода — как повысить давление масла в двигателе 405, 406, 409, 4213, 4216 ?
  • Как повысить давления масла в двигателе ЗМЗ 409, 405, 406 ?
  • Как повысить давления масла в двигателе 4213, 4216 ?

Обзор метода — как повысить давление масла в двигателе 405, 406, 409, 4213, 4216

На новом движке 4213, 4216, 409, 406 давление масла, на скорости 70 км/час, составляет примерно 3,5-4,0 кгс/см 2 .

По данным завода изготовителя на новом моторе 4213, 4216, на холостом ходу, на оборотах 700 — 750 мин -1 , при температуре 80 o С, напор маслица составляет не менее:

  • — при выключенном масляном радиаторе 127(1,3) кПа(кгс/см 2 );
  • — при включенном масляном конверторе 78(0,8) кПа(кгс/см 2 .)

По мере эксплуатации движитель 405, 406, 409, 4213, 4216 снашивается и давление масла падает. И не очень хочется производить его капитал ку, чтобы поднять давление полу синтетики. Да и производить какой-то не большой ремонт нет возможности это делать.

Необходимо отметить, что повышение давление масла в авто моторе заложено в его конструкции без проведения капитального ремонта.

В данной статье предлагается самый простой способ повышения давления масла в движителе 405, 406, 409, 4213, 4216 с помощью конструкции редукционного клапана масленого насоса.

В процессе эксплуатации авто мотора 4218 и 409, на практике, был испытан данный способ не на одной сотни тысяч километров. Да и в настоящее время этот способ работает на движке 409.10, на автомобиле 31602 УАЗ.

Рассмотрим способ, как повысить давление масла в двигателе, на примере двух движков: 409

Они отличаются конструкцией масляной системы, а главное, конструкцией масляного насоса. А это является основой данного метода для повышения давление масла в движке.

Как повысить давления масла в двигателе ЗМЗ 409, 405, 406 ?

Рассмотрим масленую систему двигателя 40911.10, 40906.03:

Как видно из конструкции масленого насоса, масло всасывается из масленого картера с помощью шестерен. Далее оно подается на масленый фильтр. При этом часть масла сливается обратно в масленый картер через отверстие в перегородке масленого насоса, и далее через редукционный клапан.

В новом двигателе пружина редукционного клапана (ее упругость), рассчитана на поддержания определенного давления масла при различных режимах движения автомобиля. По мере износа движителя усилия пружины не хватает на поддержания требуемого нажима. Да и сама пружина теряет свою упругость.

Для того, чтобы поддержать требуемое нагнетание в моторе на должном уровне, необходимо повысить упругость пружины редукционного клапана. Необходимо подложить шайбу под нее (Дополнительная шайба показана красным цветом), как показано внизу на рисунке:

По приведенному внизу рисунку, и нанесенным на нем размерам, видно, что имеется еще 4 мм толщины шайбы, кроме толщины уже имеющейся, которая не будет мешать движению плунжера редукционного клапана. А такой толщины дополнительной шайбы даже много.

Если подкладывать шайбу под пружину, внутрь плунжера, тогда она не будет мешать движению плунжера при любой толщине.

При повышении упругости пружины редукционного клапана, подача масла в масленую систему увеличится за счет уменьшения его сброса обратно в масленый картер через редукционный клапан. В этом и состоит суть данного способа, как повысить давление масла в двигателе.

Процедуру по повышению давления маслица в движке лучше всего совместить с ее заменой.

    Сливаем масло из масленого картера движителя

При снятьи масленого картера освобождается место, и создаются условия доступа к редукционному клапану масленого насоса.

Снимаем шплинт с редукционного клапана, не снимая при этом сам масленый насос с агрегата. При этом поддерживаем отверткой шайбу, чтобы она не выскочила из гнезда под действием пружины.

Если напор в системе упало до 1 атм при скорости 70 км/ч, то достаточно шайбы толщиной 2 мм.

Не подкладывайте слишком толстые шайбы. Не поднимайте слишком большое давление. Достаточно поднять нагнетание масла до первоначальных данных, до состояния нового автомобиля. Иначе оно будет выдавливать уплотнительные прокладки.

  • Устанавливаем на место шплинт, удерживающий пружину редукционного клапана
  • Устанавливаем на место масленый картер мотора

    Как повысить давления масла в двигателе 4213, 4216 ?

    Рассмотрим масленую схему движка 4213, 4216:

    В данном типе движителей маслице забирается масленым насосом из масленого картера авто мотора и с помощью шестерен подается на фильтр. Часть его сливается обратно в картер мотора. В этих двигателях пружина редукционного клапана масленого насоса рассчитана на поддержание определенного напора маслица на разных режимах работы. За время эксплуатации движителей масленая система изнашивается, увеличиваются зазоры у трущихся деталей. Для повышения снизившегося напора необходимо увеличить упругость пружины редукционного клапана масленого насоса. Для этого необходимо подложить шайбу под пружину редукционного клапана:

    При повышении упругости пружины редукционного клапана, увеличится подача полу синтетики в масленую систему, за счет уменьшения его сброса обратно в картер движка через редукционный клапан. В этом и состоит суть способа: как повысить давление масла в двигателе ?

    Процедуру по увеличению давления масла в двигателе лучше всего совместить с его заменой.

      Слить полу синтетику из масленого картера

    Если давление масла в системе упало до 1 атм, при скорости 70 км/ч, то достаточно шайбы толщиной 2 мм.

    Не подкладывайте слишком толстые шайбы. Не поднимайте слишком большое давление. Достаточно поднять натиск маслица до первоначальных данных, до состояния новой машины. В противном случаи давление масла будет выдавливать уплотнительные прокладки.

  • Собрать масленый насос.
  • Установить его на место.
  • Смонтировать на место масленый картер движка

    Самостоятельно регулируем давление масла в двигателях ЗМЗ

    Любой двигатель внутреннего сгорания нуждается в смазке трущихся деталей, и двигатели семейства ЗМЗ в этом плане не исключение. Без постоянной смазки такой двигатель проработает до часа, после чего просто заклинит. Его цилиндры и клапаны будут серьезно повреждены, и устранить такие повреждения будет крайне сложно. Поэтому давление масла в двигателе ЗМЗ – важнейший показатель, за которым автовладелец должен внимательно следить. Но на отечественных автомобилях с двигателями ЗМЗ очень часто пропадает давление масла. Попробуем разобраться, почему это происходит и как это можно устранить.

    1 Информация о двигателях ЗМЗ

    1.1 Нормы давления масла в двигателях ЗМЗ

    2 Проверьте давление масла

    2.1 Признаки низкого давления масла

    3 причины понижения давления масла и их устранение

    3.1 Резкое падение моторного масла

    3.2 Постепенное падение давления масла

    3.3 Видео: Поиск причины падения давления масла в двигателе ЗМЗ

    1. О двигателях ЗМЗ
    2. Норма давления масла в двигателях ЗМЗ
    3. Проверка масляного давления
    4. Признаки снижения давления масла
    5. Причины снижения давления масла и их устранение
    6. Резкое падение масла в моторе
    7. Постепенное падение давления масла
    8. Видео: ищем причину падения масляного давления в двигателе ЗМЗ

    О двигателях ЗМЗ

    Прежде чем говорить о давлении масла, стоит познакомить читателя с самим двигателем. Двигатели ЗМЗ производятся Заволжским моторным заводом. У них 4 цилиндра и 16 клапанов.

    Двигатели ЗМЗ производятся Заволжским моторным заводом

    Эти двигатели устанавливаются на автомобили Волга, УАЗ, ГАЗель, Соболь. В семейство входят двигатели ЗМЗ-402, 405, 406, 409, 515 и некоторые их специальные модификации. Моторы ЗМЗ имеют свои преимущества:

    • хорошая ремонтопригодность;
    • простота устройства;
    • низкие требования к качеству топлива.

    Но есть и минусы:

    • блок ГРМ очень громоздкий;
    • оставляет желать лучшего и надежность натяжителя цепи в распределительной передаче;
    • поршневые кольца имеют архаичную конструкцию. В результате наблюдаются большие потери смазочного материала и перепады мощности;
    • общее качество литья и термообработки отдельных деталей двигателя с каждым годом ухудшается.

    Норма давления масла в двигателях ЗМЗ

    Давление в системе смазки измеряется только при прогретом двигателе на холостом ходу. Скорость вращения коленчатого вала на момент измерения не должна превышать 900 об / мин. Вот идеальные значения давления масла:

    • для двигателей ЗМЗ 406 и 409 идеальным считается давление 1 кгс / см²;
    • для моторов ЗМЗ 402, 405 и 515 идеальное давление 0,8 кгс / см².

    Здесь следует отметить, что максимальное давление в системе смазки двигателя ЗМЗ теоретически может достигать 6,2 кгс / см², но на практике этого почти не бывает. Как только давление масла достигает 5 кгс / см², в двигателе открывается редукционный клапан, и излишки масла стекают обратно в масляный насос. Таким образом, масло может достичь критической точки только в одном случае: если редуктор давления застрял в закрытом положении, а это случается очень редко.

    Проверка масляного давления

    Давление масла отображается на приборной панели автомобиля. Проблема в том, что далеко не всегда можно доверять этим цифрам, поскольку устройства тоже могут выходить из строя и давать ошибочные показания. Часто бывает, что давление масла в норме, но приборы показывают, что давления нет вообще. По этой причине рекомендуется просто осмотреть автомобиль. Вот как это сделать:

      сначала следует заглянуть под капот и осмотреть двигатель на предмет подтеков масла, особое внимание следует уделить картеру – в исправных двигателях он чистый;

    Снижение давления масла происходит из-за течи через картер

  • осмотреть масляный фильтр. Если вокруг видны полосы, прокладка фильтра изношена. Или второй вариант – фильтр просто немного перекручен, что привело к протечке. Замените сальник и плотно закрутите фильтр. Обычно этого достаточно для увеличения давления смазки;
  • если предыдущие меры оказались бесполезными, необходимо проверить уровень смазки в двигателе с помощью щупа;
  • если уровень масла в пределах нормы, нужно проверить датчики давления масла, так как скорее всего проблема в них.
  • Если все вышеперечисленные меры не сработали и причина низкого давления не установлена, остается последний способ – использовать дополнительный манометр.

    1. Датчик давления масла выкручивается из штатного положения (положение этого датчика можно проверить в инструкции по эксплуатации автомобиля).
    2. На место датчика прикручивается специальный переходник. В адаптер ввинчивается дополнительный рабочий манометр.

    Вместо штатного датчика масла прикручивается дополнительный манометр

  • Двигатель машины заводится и прогревается 20 минут. Далее снимаются показания манометра при работе двигателя на холостом ходу и при частоте вращения коленчатого вала не более 900 об / мин. Если полученные данные соответствуют вышеперечисленным нормам, то с давлением масла все в порядке. В противном случае необходимо отремонтировать систему смазки.
  • Признаки снижения давления масла

    Если давление масла в двигателе резко падает, не заметить этого невозможно. Вот основные признаки того, что с системой смазки двигателя что-то не так:

    • двигатель стал быстро перегреваться. При этом выхлоп становится больше, а выхлоп имеет черный цвет, что особенно заметно, когда машина набирает скорость;
    • подшипники и другие детали, подверженные сильному трению, стали очень быстро изнашиваться;
    • двигатель начал стучать и вибрировать. Объяснение простое: смазки в двигателе мало, трущиеся детали постепенно изнашиваются, а зазоры между ними увеличиваются. Со временем детали расшатываются, они начинают стучать и вибрировать;
    • запах гари в салоне. Если давление масла падает, оно начинает быстрее окисляться и сгорает. И водитель нюхает продукты сгорания.

    Причины снижения давления масла и их устранение

    В первую очередь следует отметить, что падение давления масла – это неисправность, которая является «болезнью», общей для всех двигателей семейства ЗМЗ, независимо от их модели. Особых нюансов, связанных с данной неисправностью и характерной для конкретного двигателя из семейства ЗМЗ, нет. По этой причине ниже мы рассмотрим причины падения давления масла в двигателе ЗМЗ-409, который на данный момент является самым популярным в нашей стране. Здесь нужно сказать, что наиболее частой причиной падения давления масла является неправильный коэффициент вязкости, также известный как SAE. Из-за этой ошибки водителя моторное масло может стать слишком жидким в жаркую погоду. Или наоборот, в сильный мороз может быстро загустеть. Поэтому, прежде чем искать проблему в двигателе, автовладелец должен задать себе простой вопрос: заливал ли я масло?

    Резкое падение масла в моторе

    Если давление масла в двигателе ЗМЗ резко падает, это может произойти по двум причинам:

      предохранительный клапан масляного насоса не закрывается. Если водитель редко меняет масло, он истощает свой ресурс. Внутри появляется шлам и грязь, которые могут попасть в редукционный клапан и вызвать его заклинивание. Решение: слить старое масло, тщательно очистить редуктор давления, промыть систему смазки керосином, залить новое масло с правильным классом вязкости;

    Если предохранительный клапан постоянно открыт, давление масла резко падает

    приводной вал в масляном насосе сломан. Может сломаться как сам вал, так и отдельные зубья шестерни. И первое, и второе приведут к отказу насоса и резкому падению давления масла. Решение: Заменить привод масляного насоса. К тому же агрегат придется покупать целиком, так как в настоящее время в свободной продаже не найти вал для маслонасосов ЗМЗ.

    При поломке вала масляного насоса давление может резко упасть

    Здесь следует отметить, что вышеперечисленные поломки встречаются довольно редко. Для этого водитель должен в обязательном порядке «запустить» двигатель и не менять масло в нем годами, либо длительное время использовать неподходящую по вязкости смазку.

    Постепенное падение давления масла

    Эта проблема очень часто встречается во всех без исключения двигателях семейства ЗМЗ. Он может возникнуть по многим причинам: это и ошибки конструкции, о которых говорилось выше, и неправильное обслуживание, нормальный износ деталей и многое другое. Вот наиболее частые причины постепенного падения давления масла:

      износ масляного фильтра. Водители Газелей настоятельно рекомендуют менять эти фильтры каждые 5-6 тысяч км, а масло менять каждые 10 тысяч км. Если этого не сделать, в масле, каким бы хорошим оно ни было, образуется грязный осадок, который постепенно забивает масляный фильтр. И водитель в это время наблюдает указанные выше признаки падения давления масла;

    Масляные фильтры на двигателях ЗМЗ следует менять как можно чаще

  • общий износ двигателя. В первую очередь это относится к промежуточному валу, на котором происходят основные перепады давления. Это связано с износом опорных втулок вала. Также может изнашиваться гидравлический натяжитель цепи, который также не отличается долговечностью. Кроме того, часто изнашивается сама ГБЦ и распредвалы. При малейшем износе этой системы давление начинает падать, а расход масла постепенно увеличивается. Даже изношенный масляный насос, который просто не может подавать достаточно смазки в двигатель, может вызвать падение давления. И наконец, могут выйти из строя гидроподъемники на клапанах, что также снижает давление смазки. Решение всех вышеперечисленных проблем одно: капитальный ремонт двигателя;
  • износ редуктора давления. В редукционном клапане есть пружина, которая со временем может ослабнуть. В результате часть масла возвращается в масляный насос, что приводит к снижению давления масла. Некоторые автолюбители решают проблему просто: ставят под пружину в клапане пару небольших шайб. Но это, как вы понимаете, мера временная. И единственно правильное решение – заменить редукционный клапан на новый (новую пружину для клапана купить не получится – отдельно они не продаются);

    Пружина – основная составляющая редуктора давления в двигателе ЗМЗ

  • течь из маслоохладителя. Радиаторы, в которых охлаждается масло, присутствуют на многих автомобилях с двигателями ЗМЗ. Однако такие радиаторы используются очень редко, так как их качество оставляет желать лучшего. Особо следует отметить кран масляного радиатора. Этот кран постоянно протекает. Решение: отказаться от использования маслоохладителя, потому что при правильном подборе масла необходимость в этом устройстве просто отпадает. Или второй вариант – поставить на радиатор качественный вентиль (желательно шаровой, производства Германии, а не китайского).
  • Видео: ищем причину падения масляного давления в двигателе ЗМЗ

    Следовательно, существует множество причин, вызывающих падение давления масла в двигателях семейства ЗМЗ. Некоторые из них являются результатом «врожденных заболеваний» этого мотора. Другие являются результатом невнимательности водителя, а третьи – результатом незначительного механического износа. Большинство этих проблем можно устранить самостоятельно, но капитальный ремонт двигателя придется доверить квалифицированному специалисту.

    Пропало давление масла в двигателе ЗМЗ 406, как быть, что делать?

    Всем доброго дня. В сегодняшней статье мы рассматриваем типовую проблему – пропало давление масла в двигателе ЗМЗ 406. К сожалению это довольно распространенная проблема и типовых причин довольно много в статье мы разберем все причины и то, как они проявляются.

    Начнем с описания конструкции системы смазки ЗМЗ 406:

    Масляный насос приводится в действие от промежуточного вала через шестигранник. На масляном насосе установлен редукционный клапан, который сбрасывает излишнее давление масла обратно в картер. Из масляного насоса масло через фильтр подается в главную масляную магистраль, из которой смазываются шейки коленчатого вала, и втулки промежуточного вала привода ГРМ. Так же от главной магистрали идет канал в ГБЦ и к гидронатяжителям. В ГБЦ в свою очередь просверлены 2 масляных канала параллельно распределительным валам. По этим каналам масло подается к каждой шейке распределительного вал и к каждому из 16 гидрокомпенсаторов.

    Самые проблемные места в системе смазки – редукционный клапан, втулки промежуточного вала и гидронатяжители цепей, но обо всем по порядку…

    Внезапно пропало давление масла в ЗМЗ 406.

    Причин в этом случае всего две – заклинило в открытом положении редукционный клапан маслонасоса. Выглядит он вот так:

    Происходит это, обычно, по причине попадания грязи под редукционный клапан. Даже малейшая крошка клинит клапан и он до конца не закрывается.

    Вторая типовая причина – поломка привода маслонасоса.

    Выглядит привод вот так:

    Надо отметить, что две эти неисправности случаются крайне редко и происходят они при несоблюдении интервала замены масла и при эксплуатации на масле не соответствующем климату.

    Давление масла в двигателе пропадало постепенно.

    Это самая типовая проблема, связана она с естественным износом, переодичностью обслуживания и конструкторскими просчетами.….

    Самая частая причина – масляный фильтр.

    Во время эксплуатации газели (2705) я менял фильтр каждые 5000 км, а масло менял раз в 10 000 км. Причина в том что при эксплуатации на бензине масло быстро темнеет и в нем образуется куча грязи которая забивает фильтр. При эксплуатации на газе такая проблема не наблюдается!

    Вторая по популярности причина – попадание бензина в топливо

    Справедливо в основном доля карбюраторных версий 406 двигателя (при порыве мембраны бензонасоса бензин неизбежно попадает в масло), но и на инжекторном двигателе с бегущей форсункой это вполне возможный сценарий.

    Третья причина — износ.

    Вследствие износа, постепенно, увеличиваются все зазоры в парах трения.

    • Основное место где теряется давление – промежуточный вал. Многие не меняют опорные втулки промежуточного вала даже при капитальном ремонте, но именно в этих втулках и теряется большая часть давления.
    • Второе по популярности место – изношенные гидронатяжители цепей.
    • Третье место – износ ГБЦ и износ распределительных валов.. Дело в том что на 406 двигателе постели распределительных валов расположены в теле ГБЦ и при малейшем «уводе» плоскости износ постели увеличивается в разы – итог потеря давления. При износе самого вала увеличивается зазор в паре трения и так же теряется давление.
    • Четвертое место – износ масляного насоса. При износе насос не будет нагнетать достаточно масла в систему смазки двигателя и давления масла не будет. Бороться с этим можно переборкой насоса с выводом его плоскостей или заменой маслонасоса в сборе на маслонасос от ЗМЗ 514 (он для дизеля и имеет увеличенную производительность).
    • Пятое место – гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, компенсаторов в ГБЦ 16 (по числу клапанов) и при больших пробегах их постели так же подвержены износу, но срок службы постелей компенсаторов, как правило, превышает срок службы ГБЦ.

    Четвертая причина — пружины масляного перепускного клапана.

    На корпусе масляного насоса установлен перепускной клапан, он открывается при высоком давлении масла. Дело в том что с течением времени пружины клапана ослабевают и часть давления масла теряется на этом клапане. Нет ничего страшного если вы подложите пару шайб под пружину клапана при переборке насоса.

    Про масляный радиатор.

    На некоторых модификациях ЗМЗ 406 установлен радиатор для охлаждения масла, но на деле эта конструкция практически не используется так как снижает давление и без того разжиженного масла и обладает некачественными кранами которые постоянно бегут. Относительно грамотно маслорадиатор реализован на ЗМЗ 405 (используется термоклапан) но и там его эффективность сомнительна. В большинстве случаев целесообразно заглушить масляный радиатор и использовать более термостабильное масло (проверено на личном опыте эксплуатации газ 2705 с пробегом 470 000 км).

    Пути повышения давления масла в двигателе ЗМЗ 406 при эксплуатации.

    • Более частая замена масляного фильтра.
    • Замена масляного насоса на насос от ЗМЗ 514 номер детали 514 .1011010
    • Отключение масляного радиатора или замена его на теплообменник.
    • Замена масла на более густое и качественное, важна именно вязкость при высокой температуре.
    • Подкладывание 2-3 шайб под пружину масляного перепускного клапана

    Пути повышения давления масла при капитальном ремонте.

    Это больше задел на будущее… Рекомендую. Сделать это при переборке.

    Обязательно перевтульте промежуточный вал и разверните втулки правильно.

    Установите жиклеры в системе смазки.

    Дело в том, что в двигателе есть несколько мест, где теряется очень много давления, и для увеличения срока службы двигателя при капитальном ремонте имеет смысл заглушить некоторые каналы в системе смазки жиклерами от карбюратора! Оптимальным вариантом оказались жиклеры рассверленные сверлом 2 мм.

    Итак, вот эти места и варианты их жиклирования:

    Отверстие для смазки вала масляного насоса

    Гидронатяжители цепей (верхней и нижней)

    На этом у меня все. Я надеюсь, что проблема пропавшего давления масла в 406 двигателе больше никогда вас не потревожит.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: